Что такое Швеция?
Заснеженная страна суровых викингов, Малыша и
Карлсона, шведского социализма, знаменитой
группы "ABBA", консервативных седанов Volvo и...и,
естественно, реактивных дорожных истребителей
Saab. Эта маленькая страна, с населением чуть более
8 миллионов, не перестает удивлять мир в
различных области жизни, будь то политика,
промышленность, кинематограф или музыка. И одним
из первых шведских чудес нашего времени стал
легендарный Saab 92.
Поскольку марка Saab традиционно
ассоциируется с самолетами, то, для начала,
немного авиационной истории знаменитой шведской
фирмы.
В середине 30-х годов
правительство Швеции пребывало в довольно
затруднительном положении. На горизонте маячила
война в Европе и было очевидно, что у страны не
хватит ни материальных ни людских ресурсов,
чтобы защитить свой нейтралитет от иностранного
вторжения. В то время, единственным национальным
авиапроизводителем была компания ASJ, ранее
специализировавшаяся на выпуске
железнодорожной техники. Оценив свои силы,
шведское руководство пришло к выводу о
необходимости создания предприятия, чьей
основной задачей будет оснащение современными
боевыми самолетами шведских ВВС. Так, в апреле 1937
года на свет появилась компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget
(Шведская авиастроительная компания - SMB, позднее
- SAAB).
Первоначально, на заводах SAAB собирались
по немецким и американским лицензиям самолеты
Junkers и Grumman, а в 1940 году был выпущен первый самолет
собственной конструкции - легкий
бомбардировщик-разведчик Saab17. Используя
современные достижения авиастроения шведы
выпускали, пусть и в небольших количествах,
достаточно неплохие самолеты, такие как
истребители Draken, Viggen, Gripen, транспортники Saab 340 и
2000. А выпущенный в 1944 году Saab 21 стал первым в
мире серийным самолетом, оснащенным пилотским
креслом с катапультой. Впоследствии, пройдя
модификацию, он стал первым шведским реактивным
самолетом.
К концу войны руководство SAAB стало задумываться
о послевоенной жизни компании, решив, наряду с
выпуском военных и гражданских самолетов,
организовать и вспомогательное производство.
Начались эксперименты по освоению выпуска
катеров с алюминиевыми корпусами, грузовиков,
мотоциклов, автомобилей, различной домашней
утвари. Вскоре стало ясно, что самым прибыльным
из всех будет выпуск легковых автомобилей,
массовых моделей, подобных немецким DKW, Volkswagen Beetle
или французскому Citroen 2CV, доступных широкому
кругу покупателей.
Осваивать
новое для Saab направление было поручено одному из
ведущих специалистов компании - конструктору
отдела проектирования крыльев Гуннару
Люнгстрему, работавшему в КБ шведской фирмы с 1937
года. Апрельским утром 1945 года, Гуннар, собрав
в своем новом кабинете 15
инженеров-конструкторов, понял, что без
специалиста в области автопроизводства им не
обойтись. В самом деле, опыт общения с
автомобилями для большинства членов его команды
ограничивался исключительно поездками на такси
и автобусе. И, хотя национальных специалистов в
области автомобилестроения в Швеции было не так
уж много, все же решили обойтись без иностранцев.
В то время в стране было довольно известно имя
Сикстена Сасона, одного из пионеров
национального промышленного дизайна. Сасон,
получивший классическое художественное
образование, начинал свою творческую карьеру,
как скульптор, но, впоследствии, увлекся
созданием новых форм различных объектов
промышленного производства. Сикстен с большим
энтузиазмом согласился принять участие в
рождении нового автомобиля.
Шведский дизайнер, как и инженеры Saab, имел
весьма небогатый опыт в создании автомобилей.
Единственной работой Сасона в этой области был
созданный в 1941 году прототип для шведской фирмы
Husqvarna (сегодня хорошо известной у нас в стране
своими мощными электро- и бензопилами).
Первая деревянная модель прототипа Husqvarna в
масштабе 1:10 имела довольно оригинальную
конструкцию шасси с двумя передними и одним
задним колесом. Кузов прототипа отличали
обтекаемые, аэродинамичные обводы и огромное,
выпуклое заднее стекло. Кстати, следует отметить,
что Сасона уже тогда очень интересовали
различные детали комплектации автомобиля, о чем
можно судить хотя бы по тому, что кузов модели был
украшен радиоантенной.
Первоначально в мастерских Husqvarna было создано
шасси, а затем одноместный открытый кузов. Через
год кузов снабдили креслами для пассажиров и
сдвижной крышей, что было, в принципе, правильно,
поскольку у автомобиля вообще не было дверей.
Сасон предлагал установить поднимающиеся
двери, но, в конце концов, остановились на обычной
конструкции. Для облегчения и удешевления
конструкции кузов было запланировано
выполнить из пластика.
На тестах двухместный прототип показал
недостаточную маневренность и устойчивость,
поэтом решено было сделать четырехколесный
вариант, вмещавший четырех пассажиров включая
водителя. Однако, дальше выпуска первого
действующего прототипа на Husqvarna дело не пошло и к
1950 году проект этого оригинального автомобиля
практически похоронили.
Итак, первой послевоенной
осенью 1945 года, на Saab начались работы по
подготовке серийного производства автомобилей.
Первому автомобильному проекту фирмы был
присвоен кодовый номер 92, поскольку гражданская
продукция Saab имела номера, начинавшиеся с 9 - так,
выпущенные ранее транспортные самолеты Scandia и Safir
носили, соответственно, номера 90 и 91. А следующим
шел Saab 92.
Пока Сикстен Сасон со своим братом Свентеном
трудились над очертаниями будущего автомобиля,
бригада инженеров, во главе с Люнгстремом
разбирала немецкую малолитражку DKW Reichsklasse,
подыскивая подходящую механику. Так, первый
прототип Saab позаимствовал у своего немецкого
собрата двигатель, коробку передач и еще ряд
компонентов механического комплекса (поэтому на
бензобаке первой модели Saab красовались
знаменитые 4 кольца Auto Union, куда входила и фирма
DKW).
В прессе автомобили Saab принято
сравнивать с самолетами, что, в принципе,
оправданно, если речь идет о современных
дорожных реактивщиках, вроде Saab 9000, 900, 9-5. К тому
же, все вспоминают об авиационном происхождении
марки, которая и поныне, наряду с автомобилями, занимается выпуском авиационной и
космической техники. Однако, может быть это
заявление и покажется некоторым святотатством,
но первые образцы автопродукции шведской фирмы
походили на крылатые машины не более чем, скажем,
немецкие "Жуки". Если уж говорить о дорожных
"самолетах " того времени, то следует
вспомнить шедевры специалистов аэродинамики из
ателье Pininfarina - Alfa Romeo
6С 2500 Super Sport, Maserati A61500 Berlinetta Speciale, прототипы на
базе Lancia Aprilia, Cisitalia 202. Наверняка, эти известные
работы Баттиста Фарины и послужили
источником вдохновения Сикстена Сасона.
Безотносительно к авиационному опыту Saab,
талантливый шведский дизайнер умело воплотил
авангардные линии эксклюзивных авто в облике
своего практичного "народного" автомобиля,
создав хоть и массовую, но весьма
оригинальную и современную модель. Кстати,
попутно следует отметить, что в облике Saab 92 также
нашел отражение ряд стилистических решений
первого прототипа Сасона.
Стильный,
"интеллектуальный" дизайн, каплевидная
форма кузова, чей профиль напоминал срез
авиационного крыла, его скользящие линии с ярко
выраженной аэродинамичностью создавали
автомобилю потрясающе низкий коэффициент
аэродинамического сопротивления 0.32. И, кстати,
все это без аэродинамических труб и компьютерных
моделей, так сказать, на глазок!
Может быть, только передок первого Saab немного
выбивался из общей стремительности линий. И, если
продолжать авиационную тему, то он очень
напоминал носы допотопных "фарманов" и
"сопвичей" времен Первой мировой.
Почетный член знаменитого SAE,
Гуннар Люнгстрем, которому в прошлом году
исполнилось 92 года, вспоминает: "Когда я приступил к работе над
проектом автомобиля, моим основным желанием было
сделать автомобиль, который не походил бы ни на
один из существующих. У нас было очень много идей
относительно проекта в целом...Но, даже тогда,
одной из главных была задача обеспечения
безопасности."
Кстати, сегодня, Эйнар Хэрейде, автор новейших Saab
9-5 и 9-3, почти слово в слово повторил высказывание
своего предшественника: "Мир заполнен
похожими друг на друга автомобилями. Мы не хотели
создавать еще один, подобный им".
К середине января 1946 года были выполнены
подготовительные чертежи кузова и создана
полномасштабная деревянная модель будущего
автомобиля. После окончательной доводки модели,
шведские мастера, вручную, начали изготовление
стального кузова и, летом 1946 года прототип № 001,
под регистрационным номером E 14783, был готов.
Вслед за этим начались его многочасовые
испытания, по результатам которых в сентябре
того же года был утвержден окончательный облик
автомобиля. Годом позже, 10 июня 1947 года на свет
появился второй автомобиль - Saab 92.002.
Всего же, за год тестов три прототипа Saab
накрутили на своих одометрах 280.000 километров
пробега по скандинавским дорогам.
Кстати, двух этих
прототипов хватило, чтобы осенью 1947 года
перевезти весь нехитрый скарб автомобильного
подразделения Saab из Линконпинга в Трольхаттен,
где и расположилась новая штаб-квартира SAAB Automobile
AB.
Под автопроизводство в
Тролльхаттене были выделены немалые
производственные площади, на которых и
разместились все звенья технологического
процесса - штамповка панелей, сборка кузовов,
производство двигателей и трансмиссий, отделка
интерьеров и окраска, окончательная сборка и
доводка. Первый автомобиль Saab был поистине
национальным - 83% его компонентов были
изготовлены в Швеции. Когда с конвейера сошли
первые автомобили, из ворот того же завода
выкатили последний истребитель Saab 21 и
авиационное производство компании окончательно
перевели в Линкопинг. В 1949 году были готовы
первые 20 пилотных образцов новой модели Saab 92.
Несмотря на внешнюю
компактность, автомобиль обладал поразительной,
для своих габаритов, вместительностью.
Благодаря тому, что двигатель был установлен
далеко впереди, поперечно, и имел привод на
передние колеса, в салоне освобождалось досточно
жизненного пространства. Безрамная,
монококовая конструкция шасси, выполненная по
авиационной технологии, была очень легкой, но
весьма прочной. Под
капотом первого Saab стоял 25-сильный
двухцилиндровый двухтактный двигатель, с
приводом на передние колеса, чья мощность
составляла чуть более 10% звериной силы
современного Aero. Передний
привод значительно увеличивал устойчивость и
проходимость автомобиля на заснеженных дорогах
Швеции. Автомобиль получился очень практичным и довольно недорогим и ко
времени премьеры первого Saab, таких качественных
и доступных по цене автомобилей, на рынке почти
не было.
Естественно, нельзя не
восхититься смелостью создателей Saab 92 и, в
особенности, руководства шведской фирмы, которые
рискнули запустить в массовое производство
автомобиль с такой неординарной внешностью. Ведь
это была первая модель SAAB, ее первый шаг на
неизведанной территории и, кто знает, если бы он
оказался неудачным, то на взлетную полосу
никогда бы не вышли современные 900 и 9-5. Но, авиационное прошлое марки, ее
безупречная репутация и, конечно, выдающиеся
качества самого автомобиля, помогли авангардной
новинке преодолеть устоявшиеся, как в сознании,
так и в автопроизводстве, шаблоны.
Серийное производство Saab 92 началось в декабре 1949
года, и 16 января 1950 года первые три серийных
автомобиля отправились к своим владельцам.
Первые же автомобили Saab, появившиеся в
автосалонах, привлекли к себе большое
внимание посетителей. Выстраивались огромные
очереди желающих хотя бы посмотреть на эти,
удивительные, окрашенные в "фирменный"
авиационно-зеленый цвет, автомобили. И хотя
модели Saab 92 первых лет имели свои недостатки,
такие, например, как отсутствие крышки багажника,
из-за чего вещи приходилось грузить через задние
сидения, автомобиль шел просто нарасхват. К
началу официальных продаж, своих новых
автомобилей уже ждали около 20000 покупателей!
Однако, несмотря на повышенный интерес к новой
продукции Saab, в первый год масштабы производства
были достаточно невелики: в день собирали по 4
автомобиля и за год было выпущено
всего 1246 Saab 92.
Сикстен Сасон и конструкторы Saab, сами того не
ожидая, заложили новые традиции
автопроизводства, в соответствии с которыми вот
уже более полувека выпускаются автомобили
знаменитой марки, дерзко прорвавшейся в 1947 году
на совершенно новый для нее рынок. Ярко
выраженная аэродинамичность линий, мощные
двигатели, передний привод, современные
технические решения, надежность и безопасность -
вот формула успеха Saab.
Saab 92, положивший начало 30-летней династии моделей
шведской фирмы, выпускавшихся с 1950 до 1979 года,
стал одним из популярнейших автомобилей у многих
поколений шведов. Его оригинальная внешность,
замечательная практичность и неплохие ходовые
качества были по достоинству оценены
покупателями.
|