arr2.jpg (700 bytes)

Сикстен Сасон. Гений Saab

Saab92B.jpg (10201 bytes)В декабре 1952 года состоялась премьера Saab 92B, чей кузов, наконец-то оснастили крышкой багажника, Кроме того в отделке экстерьера появился хром, увеличилось заднее стекло, впереди и сзади были установлены кресла новой конструкции, расширилась цветовая гамма окраски автомобилей, а в списке опционального оборудования появился люк.

1 декабря 1954  года появилась совершенно новая модель шведского семейства  - Saab 93. Помимо того, что автомобиль получил новый продольный 3-цилиндровый 33-сильный Saab93-5.jpg (7930 bytes)двигатель и новую коробку передач, его кузов подвергся значительному рестайлингу. Это был Saab уже нового поколения. Исправляя ошибки дизайна первой модели, Сасон в "итальянском" стиле создал новую переднюю часть кузова, хотя разделенное перемычкой лобовое стекло оставалось без изменений еще пару лет. С Saab 93 компания вышла на внешний рынок и маленькие шведские автомобильчики бодро побежали по дорогам Америки, Испании, Португалии и ряда других стран.

Лишний раз подчеркивает все достоинства автомобилей Saab их большая популярность на заокеанском рынке, куда в течение ряда лет безуспешно пытались прорваться многие европейские автопроизводители. Сегодня США, где Saab является излюбленным автомобилем университетской интеллигенции, один из основных рынков сбыта шведской компании. 

Sonnet1956.jpg (8000 bytes)В 1954 году вышел первый спортивный Saab - Sonett, двухместный родстер, с чистыми, аэродинамичными, изящными линиями кузова, выполненного из стекловолокна. Название новому автомобилю дал его создатель, Сикстен Сасон. Когда дизайнер увидел первый готовый образец автомобиля, он воскликнул : "So natt den ar!" (Как он изящен!). (Интересно, что подобным образом окрестил свой Lamborghini Countach и Нуччио Бертоне). Периодически меняя двигатели, Sonett оставался в производстве вплоть до 1974 года.

Фактически, не внося никаких кардинальных изменений в конструкцию своих серийных Sonett-4.jpg (7787 bytes)моделей, Saab выпускал довольно неплохие гоночные автомобили, участвовавшие в различных национальных соревнованиях. Однако, для выступления в международных ралли и гонках, требовался новый автомобиль класса GT и, в середине 50-х годов, работы по его созданию были поручены Сикстену Сасону и штатному гоночному эксперту Рольфу Мелльде. Так был создан Saab Sonett Sonett2.jpg (5790 bytes)Super Sport, оснащенный алюминиевым, монококовым шасси и 3-х цилиндровым двигателем, заимствованным у Saab 93, с увеличенной до 57.5. л.с.мощностью. Кузов автомобиля, чей дизайн был разработан Сасоном, был выполнен из новейшего материала - стекловолокна, усиленного пластиком.

SaabMonteCarlo2.jpg (9070 bytes)В январе 1950 года две модели Saab вышли на международную спортивную арену, приняв участие в ралли Монте Карло. Однако первого настоящего спортивного успеха автомобили Saab добились в начале 60-х, когда швед Эрик Карлссон, оставив позади всю гоночную элиту Европы, три года подряд был победителем английских ралли RAC.

Весной 1958 года, на Нью-Йорском автошоу состоялась презентация первого серийного спортивного автомобиля Saab - Saab 750 Granturismo. Силовую установку шведского спортсмена составлял 3-цилиндровый 38-50-сильный двигатель. Кузов автомобиля, чьи традиционно стремительные, динамичные CarrlsonSaab.jpg (8771 bytes)линии был созданы Сасоном, украшали две хромированных полосы, пущенные по кузову и пара дополнительных фар.

В 1958 году появился  Saab 750 Granturismo, а вслед за ним Saab 750 GT на базе Saab 96 и Saab Sport. В 1966 году, когда Эрик Карлссон на Saab Sport одержал победу в престижных ралли Монте Карло,  модель, в честь этой победы назвали MonteCarlo 850.

Отмечая десятилетний юбилей своей автопроизводственной деятельности, в 1959 году, Saab SaabSWKombi.jpg (7735 bytes)выпустил универсал Saab 95. Новый автомобиль представлял собой интересный набор компонентов, заимствованных у различных моделей Saab: он был оснащен двигателем еще не выпущенной 96-й модели, в то время, как подъемная задняя дверь и панель приборов пришли от 93-й. Впоследствии, кормовую часть универсала украсил спойлер, SaabSW2.jpg (8125 bytes)отводивший поток воздуха от заднего стекла, снижая, таким образом, его загрязнение. Новый универсал, грузоподъемностью 500 кг. и пассажировместимостью от 2 до 7 человек стал одной из самых популярных моделей Saab тех лет.

Вскоре состоялась премьера 3-й модели Saab - Saab 96, последнего представителя "аэролинии" купе Saab. В облике машины остались все те же знакомые черты, однако задняя часть кузова Saab96-b.jpg (5914 bytes)подверглась полной переработке, в результате чего увеличились заднее сидение и багажник, а также появилось новое заднее стекло и кормовые габаритные огни. Кроме того,  Saab 96, наконец-то избавился от прежних, открывающихся против движения, дверей ("самоубийственных", как их называли в Америке). Под капотом был установлен 38-сильный двигатель, чья мощь, с приростом числа цилиндров и карбюраторов, за годы производства неоднократно увеличивалась. Последняя модель Saab 96, оснащенная 65-сильным V4, оставалась в производстве вплоть до 1980 года.
Кстати, на автомобилях этой серии,  впервые, в 1962 году появились ремни безопасности. Таким образом, Saab на два года опередил закон об обязательном присутствии на автомобиле ремней безопасности.

Несмотря на то, что основная часть его рабочего времени уходила на совершенствование серийной продукции Saab, Сасон, Catherina-2.jpg (9121 bytes)тем не менее, оставался "свободным художником" и, занимаясь "ширпотребом", не забывал о чистом искусстве. Так, в начале 60-х годов он набросал очертания маленького спортивного купе, который намеревался сделать для себя. В это же время шведская фирма планировала начать выпуск нового спортивного автомобиля, который вышел бы на смену первому спорткару компании - Sonett. Шеф-дизайнером проекта был назначен Сасон, который положил в основу нового автомобиля свои эскизы и зарисовки. Облик новой модели отличал ряд футуристических для того времени деталей, к примеру, сдвижная крыша тCatherina2.jpg (12564 bytes)арга, вмонтированные в крышу фары.
В апреле 1964 года состоялась премьера нового шведского спортсмена - Catherina (названного так по имени места производства прототипа, города Катринхольм). И, хотя Catherina так и не пошла в серийное производство, многие черты этого прототипа нашли свое отражение в легендарном Saab 99, чертежи которого в то время лежали на рабочем столе шведского дизайнера. 

Став фактическим шеф-дизайнером Saab и одним из первых лиц в компании, Сасон, тем не менее, не гнушался выполнять заказы и других шведских производителей. В те годы знаменитый стилист создал облик фотоаппарата Hasselblad, пылесоса Electrolux, популярных моделей шведских мопедов "Dornette" и "Roulette" и ряда других предметов "ширпотреба".  

2 апреля 1964 года Сикстен Сасон и Густав Сперр начали работу над проектом, носившим Toadt.jpg (8038 bytes)кодовое название Gudmund (так в шведском календаре назывался тот день недели). Это была модель большеразмерного прототипа автомобиля Saab. Спустя два года Gudmund впервые вышел на дороги страны в виде модели Toad. 5 июня 1967 года, всего за пять месяцев до начала официальных продаж, 99-й получил первый кузов прототипа, после чего на глухих дорогах и проселках Скандинавии и Восточной Европы начались его секретные испытания.
Daihatsu.jpg (6880 bytes)В соответствии с довольно оригинальной шведской логикой, тестовую модель назвали Daihatsu. "Мы не хотели использовали полностью вымышленное имя", поясняет Густав Сперр. "Пресса и общественность могли догадаться, что это новый Saab. А, поскольку в Швеции не было зарегистрировано ни одного Daihatsu и мало кто знал эти автомобили, мы решили на время одолжить  название этой японской марки." Кстати, слово "Daihatsu",  красовавшееся на капоте секретного прототипа, несколько кривовато было составлено из фирменных букв названий спортивных моделей Saab.

Часть моделей Gudmund, так и не познавшая прелести шведских дорог, была безжалостно разбита в закрытых испытательных цехах Saab. Их конечным пунктом назначения стал старый ангар, где эти автомобили день за днем накручивали круги, для того, чтобы узнать срок службы ШРУСов. Там же произошла и первая авария Saab 99, когда машина, потеряв управление, врезалась в стену.

22 ноября 1967 года Gudmund сменил свое кодовое имя на официальный индекс 99. Этому великому дню предшествовали 400000 часов работы инженеров и многолетняя тестовая Saab99-2.jpg (8721 bytes)программа, в рамках которой были созданы два прототипа Toad и Gudmund.
Как и современный Saab 9000, 99-я модель, имея внешность автомобиля средних размеров, обладала потрясающе вместительным и просторным салоном. На момент начала продаж автомобиль был оснащен двухдверным кузовом, базовым 80-сильным двигателем объемом 1709 см3, с верхним распредвалом и одним карбюратором и дисковыми тормозами на всех колесах. Экстремальная, но стильная внешность, отличные ходовые качества и практичность сделали Saab 99 одним из популярнейших шведских автомобилей. Многие стилевые и технические решения первой 99-й модели впоследствии с успехом использовались в автомобилях серий 99, 90 и 900 вплоть до 1994 года.

Saab99-5.jpg (10065 bytes)Но, к сожалению, Сикстен Сасон не дожил до этого знаменательного момента и не увидел воплощения  в жизнь своей идеи. Гениальный шведский дизайнер скончался в 1964 году, оставив свой пост Бьорну Энваллу, который на протяжении многих лет возглавлял дизайн-центр Saab, развивая традиции, заложенные Сасоном и Люнгстремом, в своих моделях 900 и 9000.

В заключение рассказа о Сикстене Сасоне и его автомобилях хочется сказать еще несколько слов о феномене шведского дизайна. Как и большинство промышленных отраслей Швеции, сектор промышленного дизайна страны по-настоящему уникален.Удачное сочетание функциональных и эстетических решений, национальных традиций и мировых тенденций - вот основные черты, присущие лучшим образцам шведского дизайна, будь то холодильники и пылесосы Electrolux, созданные Хьюго Линдстромом, вечные автомобили Volvo Яна Вилсгаарда, мебель Ikea или знаменитая на весь мир бутылка водки Absolut, чей облик создали Броман, Карлсон и Бриндфорс.Saab9-5_2.jpg (5354 bytes)

Функциональная красота - главный девиз шведских дизайнеров. Именно в этом ключе, сочетая в своих автомобилях стильную внешность, мощь двигателей и реактивную динамику с комфортом и безопасностью, нынешний шеф-дизайнер фирмы Эйнар Хэрейде дает взлет новым моделям Saab. 

Роман Каменецкий


SAABNet.Ru | SAAB FAQ | SAAB Board