В декабре 1952 года состоялась премьера Saab 92B, чей кузов, наконец-то оснастили крышкой багажника, Кроме того в отделке экстерьера появился хром, увеличилось заднее стекло, впереди и сзади были установлены кресла новой конструкции, расширилась цветовая гамма окраски автомобилей, а в списке опционального оборудования появился люк. 1 декабря 1954 года появилась совершенно новая модель шведского семейства - Saab 93. Помимо того, что автомобиль получил новый продольный 3-цилиндровый 33-сильный двигатель и новую коробку передач, его кузов подвергся значительному рестайлингу. Это был Saab уже нового поколения. Исправляя ошибки дизайна первой модели, Сасон в "итальянском" стиле создал новую переднюю часть кузова, хотя разделенное перемычкой лобовое стекло оставалось без изменений еще пару лет. С Saab 93 компания вышла на внешний рынок и маленькие шведские автомобильчики бодро побежали по дорогам Америки, Испании, Португалии и ряда других стран. Лишний раз подчеркивает все достоинства автомобилей Saab их большая популярность на заокеанском рынке, куда в течение ряда лет безуспешно пытались прорваться многие европейские автопроизводители. Сегодня США, где Saab является излюбленным автомобилем университетской интеллигенции, один из основных рынков сбыта шведской компании. В 1954 году вышел первый спортивный Saab - Sonett, двухместный родстер, с чистыми, аэродинамичными, изящными линиями кузова, выполненного из стекловолокна. Название новому автомобилю дал его создатель, Сикстен Сасон. Когда дизайнер увидел первый готовый образец автомобиля, он воскликнул : "So natt den ar!" (Как он изящен!). (Интересно, что подобным образом окрестил свой Lamborghini Countach и Нуччио Бертоне). Периодически меняя двигатели, Sonett оставался в производстве вплоть до 1974 года. Фактически, не внося никаких кардинальных изменений в конструкцию своих серийных моделей, Saab выпускал довольно неплохие гоночные автомобили, участвовавшие в различных национальных соревнованиях. Однако, для выступления в международных ралли и гонках, требовался новый автомобиль класса GT и, в середине 50-х годов, работы по его созданию были поручены Сикстену Сасону и штатному гоночному эксперту Рольфу Мелльде. Так был создан Saab Sonett Super Sport, оснащенный алюминиевым, монококовым шасси и 3-х цилиндровым двигателем, заимствованным у Saab 93, с увеличенной до 57.5. л.с.мощностью. Кузов автомобиля, чей дизайн был разработан Сасоном, был выполнен из новейшего материала - стекловолокна, усиленного пластиком. В январе 1950 года две модели Saab вышли на международную спортивную арену, приняв участие в ралли Монте Карло. Однако первого настоящего спортивного успеха автомобили Saab добились в начале 60-х, когда швед Эрик Карлссон, оставив позади всю гоночную элиту Европы, три года подряд был победителем английских ралли RAC. Весной 1958 года, на Нью-Йорском автошоу состоялась презентация первого серийного спортивного автомобиля Saab - Saab 750 Granturismo. Силовую установку шведского спортсмена составлял 3-цилиндровый 38-50-сильный двигатель. Кузов автомобиля, чьи традиционно стремительные, динамичные линии был созданы Сасоном, украшали две хромированных полосы, пущенные по кузову и пара дополнительных фар. В 1958 году появился Saab 750
Granturismo, а вслед за ним Saab 750 GT на базе Saab 96 и Saab Sport. В
1966 году, когда Эрик Карлссон на Saab Sport одержал
победу в престижных ралли Монте Карло, модель,
в честь этой победы назвали MonteCarlo 850. Отмечая десятилетний юбилей своей автопроизводственной деятельности, в 1959 году, Saab выпустил универсал Saab 95. Новый автомобиль представлял собой интересный набор компонентов, заимствованных у различных моделей Saab: он был оснащен двигателем еще не выпущенной 96-й модели, в то время, как подъемная задняя дверь и панель приборов пришли от 93-й. Впоследствии, кормовую часть универсала украсил спойлер, отводивший поток воздуха от заднего стекла, снижая, таким образом, его загрязнение. Новый универсал, грузоподъемностью 500 кг. и пассажировместимостью от 2 до 7 человек стал одной из самых популярных моделей Saab тех лет. Вскоре состоялась премьера 3-й
модели Saab - Saab 96, последнего представителя
"аэролинии" купе Saab. В облике машины
остались все те же знакомые черты, однако задняя
часть кузова подверглась
полной переработке, в результате чего
увеличились заднее сидение и багажник, а также
появилось новое заднее стекло и кормовые
габаритные огни. Кроме того, Saab 96, наконец-то
избавился от прежних, открывающихся против
движения, дверей ("самоубийственных", как их
называли в Америке). Под капотом был установлен
38-сильный двигатель, чья мощь, с приростом числа
цилиндров и карбюраторов, за годы производства
неоднократно увеличивалась. Последняя модель Saab
96, оснащенная 65-сильным V4, оставалась в
производстве вплоть до 1980 года. Несмотря на то, что основная
часть его рабочего времени уходила на
совершенствование серийной продукции Saab, Сасон, тем не менее, оставался "свободным
художником" и, занимаясь "ширпотребом", не
забывал о чистом искусстве. Так, в начале 60-х
годов он набросал очертания маленького
спортивного купе, который намеревался сделать
для себя. В это же время шведская фирма
планировала начать выпуск нового спортивного
автомобиля, который вышел бы на смену первому
спорткару компании - Sonett. Шеф-дизайнером проекта
был назначен Сасон, который положил в основу
нового автомобиля свои эскизы и зарисовки. Облик
новой модели отличал ряд футуристических для
того времени деталей, к примеру, сдвижная крыша тарга, вмонтированные в крышу фары. Став фактическим шеф-дизайнером Saab и одним из первых лиц в компании, Сасон, тем не менее, не гнушался выполнять заказы и других шведских производителей. В те годы знаменитый стилист создал облик фотоаппарата Hasselblad, пылесоса Electrolux, популярных моделей шведских мопедов "Dornette" и "Roulette" и ряда других предметов "ширпотреба". 2 апреля 1964 года Сикстен Сасон и
Густав Сперр начали работу над проектом,
носившим кодовое название Gudmund (так
в шведском календаре назывался тот день недели).
Это была модель большеразмерного прототипа
автомобиля Saab. Спустя два года Gudmund впервые вышел
на дороги страны в виде модели Toad. 5 июня 1967 года,
всего за пять месяцев до начала официальных
продаж, 99-й получил первый кузов прототипа, после
чего на глухих дорогах и проселках Скандинавии и
Восточной Европы начались его секретные
испытания. 22 ноября 1967 года Gudmund сменил
свое кодовое имя на официальный индекс 99. Этому
великому дню предшествовали 400000 часов работы
инженеров и многолетняя тестовая программа,
в рамках которой были созданы два прототипа Toad и
Gudmund. Но, к сожалению, Сикстен Сасон не дожил до этого знаменательного момента и не увидел воплощения в жизнь своей идеи. Гениальный шведский дизайнер скончался в 1964 году, оставив свой пост Бьорну Энваллу, который на протяжении многих лет возглавлял дизайн-центр Saab, развивая традиции, заложенные Сасоном и Люнгстремом, в своих моделях 900 и 9000. В заключение рассказа о Сикстене Сасоне и его автомобилях хочется сказать еще несколько слов о феномене шведского дизайна. Как и большинство промышленных отраслей Швеции, сектор промышленного дизайна страны по-настоящему уникален.Удачное сочетание функциональных и эстетических решений, национальных традиций и мировых тенденций - вот основные черты, присущие лучшим образцам шведского дизайна, будь то холодильники и пылесосы Electrolux, созданные Хьюго Линдстромом, вечные автомобили Volvo Яна Вилсгаарда, мебель Ikea или знаменитая на весь мир бутылка водки Absolut, чей облик создали Броман, Карлсон и Бриндфорс. Функциональная красота - главный девиз шведских дизайнеров. Именно в этом ключе, сочетая в своих автомобилях стильную внешность, мощь двигателей и реактивную динамику с комфортом и безопасностью, нынешний шеф-дизайнер фирмы Эйнар Хэрейде дает взлет новым моделям Saab. Роман Каменецкий |