Тема: Шведы не хотят сдавать машины бесплатно
Не новость, просто интересно
Шведы не хотят сдавать машины бесплатно
Швеция держит сомнительное лидерство в Западной Европе как страна, обладающая самым старым автопарком, оказывающим крайне негативное влияние на окружающую среду. Примерно 10% легковушек лишены катализаторов, и на них приходится половина всех вредных выхлопов от транспорта. Как это ни парадоксально, одна из самых богатых стран Европы превратилась в «ретрозаповедник» из-за высокого качества машин шведского производства и национального патриотизма. Большинство «стариков» – «Вольво» и «Саабы», владельцы которых не испытывают особых проблем с состоянием машин, «пробегавших» и 20, и 30 лет, и даже гордятся устаревшими моделями. Тем не менее власти на протяжении последнего десятилетия предпринимали отчаянные попытки убедить автовладельцев расстаться со «старьем» и пересадить их на более экологичные современные машины. Начиная с 2000 года в течение семи лет действовала программа выдачи премий за утилизацию старых авто. Сумма вознаграждения составляла 4000 крон (около 400 евро). Желаемый эффект был достигнут: пока программа действовала, в утилизацию ежегодно сдавалось более 200 тыс. легковушек. Это в два раза больше, чем в прежние и последующие годы.
Но с 2007 года эта программа была свернута, она уступила место менее привлекательному проекту. Шведским автомобилистам предложили просто бесплатно сдавать в утилизацию старые машины в пределах 50 километров от места жительства. Новые правила были обставлены целым рядом условий. Машина должна была быть проверена технической инспекцией и признанной годной к езде, за нее следовало уплатить все необходимые налоги. Кроме того, авто должно было быть приобретено у компаний-производителей или дилеров, охваченных новой программой утилизации. В итоге машины «поплыли» мимо шведских свалок. В этом году были подведены итоги эксперимента. Выяснилось, что ежегодная сдача машин на переработку упала в два раза по сравнению с «премиальными» годами. Эксперты выяснили, что более сотни тысяч старых авто в год уходят на экспорт – в страны Восточной Европы и Африку. Владельцы продают их за несколько сотен евро иностранным перекупщикам. «Новая Европа» приобретает машины ради сырья – там переработка из-за низких экологических требований стоит куда дешевле, чем в Швеции. Африканцы используют легковушки по прямому назначению, предпочитая простые модели, легкие в ремонте. Главная перевалочная база для всего континента – Бенин. Экологические организации Швеции добиваются сегодня у правительства возврата к прежней «премиальной» системе в том или ином виде.
Выдержка из статьи "Старье берем... и делаем" (http://www.newizv.ru/news/2010-05-19/126663/)
Не всем дано поспать в раю, но кое-что мы здесь успеем натворить... (c)