Тема: Почему продажа SAAB может не состояться ("Forbes", США)
Почему продажа SAAB может не состояться ("Forbes", США)
Выживет SAAB или умрет? Тот же вопрос сейчас задают о «Вольво» и «Хаммере», так же в свое время интересовались судьбой «Сатурна». Вот несколько правил, которые необходимо держать в голове, если слышишь о близкой кончине какой-нибудь автомобильной компании, которую владельцы собираются продавать.
1. Сделка не завершена, пока она не завершена полностью. Стороны договариваются, разрывают договоренности, вновь договариваются - это обычное дело.
2. Часто на продажу выставляется собственность, которая ничего не стоит, а ее покупатель вообще не хочет тратить никаких денег.
3. General Motors нечасто удается доводить сделки до конца.
4. Полезно задаться вопросом - а есть ли в данной сделке хоть какой-то смысл? Характерный пример - предложение компании Penske купить у GM марку «Сатурн». Эта сделка не имела никакого смысла и, разумеется, развалилась.
5. С большой долей вероятности можно предположить, что огромные цифры потерь, приписываемые таким компаниям как «Вольво», SAAB или «Сатурн», преувеличены. Зачем? Автомобильная промышленность склонна списывать расходы. Если европейскому филиалу «Форд» удастся переписать миллионы долларов убытков на «Вольво», руководство компании «спасет лицо». А списание убытков (назовем его деликатно - «перераспределение затрат») производится простым нажатием пары кнопок на клавиатуре. Естественно, никто не признается в подобной практике ведения дел, но поверьте, именно так они их и обстряпывают.
6. Зачастую так называемый продавец на самом деле платит так называемому покупателю за то, чтобы тот купил его собственность. Подобные сделки проводят втайне, поскольку для руководства компании-продавца это позор. Однако, насколько мне известно, компания BMW заплатила покупателям марки «Ровер» миллиард долларов, только бы они его взяли. Когда деньги кончились, британское предприятие «Ровер» закрылось, однако кое-какое оборудование могло быть отправлено в Китай. По некоторым сведениям, германский «Даймлер» ничего не выручил, продав «Крайслер» компании Cerberus, поскольку деньги, вырученные от «продажи», были вложены обратно в «Крайслер».
Теперь о компании SAAB:
В Швеции есть старый завод SAAB, но автомобильные заводы ничего не стоят. Инженерно-техническая часть была давным-давно в целях экономии переведена на немецкое предприятие GM - «Опель». Поэтому в действительности продается не автомобильная компания, а бренд и в придачу старый завод.
С другой стороны, шведское правительство может пойти на то, чтобы вложить в SAAB кругленькую сумму и спасти рабочие места.
Вот еще один плюс: шведские автомобили, такие как «Вольво», популярны в России. В Швеции холодно, и шведские машины приспособлены для эксплуатации в подобных погодных условиях. В России также нежарко, а потенциал ее автомобильного рынка огромен. Проблема в том, что деловая репутация России несколько подпорчена бандитским стилем ведения бизнеса. Я никогда не забуду, что мой друг, главный редактор журнала Forbes Russia, был убит на улицах Москвы. И все же какой-нибудь оборотистый предприниматель мог бы взять SAAB, дополнить его сборочным предприятием в России и получать неплохие деньги.
Однако подобная сделка вряд ли состоится. GM, скорее всего, не готова заплатить русским, чтобы сбыть SAAB с рук, а покупатель, в свою очередь, может сообразить, что покупать особенно нечего. Как бы то ни было, в России потенциально существует огромный рынок сбыта для шведских машин, если знаешь, как подойти к делу.
«Вольво», в отличие от SAAB, является полноценной автомобильной компанией с собственной инженерно-технической базой. Можно было бы скомбинировать «Вольво» и SAAB, создав на их базе объединенную компанию под условным названием «Шведские авто», однако для этого нужно гораздо больше воображения, чем обычно имеется у владельцев автопрома. Поэтому с «Вольво» компания «Форд» может опростоволоситься, особенно если продаст ее китайцам, а те закроют шведский завод и вывезут оборудование в Китай. Поживем - увидим.
«Хаммер»? GM пытается продать его китайскому производителю строительной техники. Состоится ли сделка? Может да, а может и нет.
Тем временем «Форд» пытается продать «Ягуар» и «Лэндровер» индийской компании «Тата моторс».
Однако, что бы нам ни говорили, не будем забывать: сделка не завершена, пока она не завершена полностью.
Источник: http://rus.ruvr.ru/2009/12/22/3174587.html
Не всем дано поспать в раю, но кое-что мы здесь успеем натворить... (c)