Тема: [9000] "Клапан APC на 9000"
Опять же - критикyйте&правьте.
Вот мне, например, не хватало именно такого текста, когда у меня были проблемы с этим клапаном
Феерическая расстановка точек над вопросом о клапане APC в саабе 9000.
Клапан APC в 9000 выполняет те же самые функции, что и в 900 - об этом уже есть в факе и повторяться нет смысла. Скажу лишь вкратце.
Есть понятие "базовое давление". Это - давление, при достижении которого тарельчатый клапан на турбине (wastegate - вастгейт) открывается и пускает выхлопные газы в обход турбины. Таким образом скорость вращения турбины падает, а значит падает и создаваемое ей давление во впуске. Подразумевается, что при базовом давлении (и ниже) гарантированно нет детонации.
Именно так работает турбина на 9000 с так называемой "турбиной низкого давления". Из впуска на вход актюатора вастгейта идет трубка. По достижении базового давления актюатор открывает вастгейт. Все.
Чтобы достичь большего давления (то есть, большей мощности), инженеры сааба придумали следующую схему. Трубочка из впуска идет на электромагнитный клапан (он же клапан APC). У этого клапана помимо "входа" из впуска есть также два "выхода" - один на актюатор вастгейта, второй - обратно во впускной тракт. В нормальных условиях этот клапан пропускает воздух обратно во впуск, не подавая на актюатор вастгейта ничего. При этом блок управления двигателем постоянно мониторит давление во впуске (для этого есть датчик давления, он находится на перегородке моторного отсека) и наличие детонации в цилиндрах (на старых саабах для этого был специальный датчик, на новых наличие детонации мониторится с помощью кассеты и отдельного датчика нет). Как только давление достигает "прошитого" в блоке управления максимума, или же при появлении детонации - блок управления, управляя клапаном APC, соединяет "вход" клапана с "выходом" на актюатор вастгейта. Актюатор же, получив на входе давление явно выше базового, открывает вастгейт и сбрасывает давление. Как только блок управления видит, что давление в допустимых пределах и детонации нет, он возвращает клапан APC в предыдущее положение. До тех пор, пока опять давление не подойдет к максимуму, или не случится детонация. И так далее.
Именно так работает турбина на 9000 с "турбиной высокого давления". На самом деле, турбина там та же самая, что и на LPT, поэтому 2.3 LPT элементарно переделывается в 2.3 200Hp. В Aero установлена другая турбина, но механизм контроля давления во впуске - абсолютно такой же.
Теперь к делу. Этот клапан APC получился довольно ненадежным из-за своей конструкции. Пластина, осуществляющая "переключение" между двумя "выходами", двигается с помощью двух обмоток, создающих магнитное поле. И традиционно - либо перегорает одна из обмоток, либо пластину клинит и она больше неспособна двигаться. Возможно, были случаи успешного ремонта умершего клапана - но я о таких не слышал. Плюс у такой конструкции один - клапан получился очень быстродействующим, а именно это и было нужно.
Что делать, если клапан все же умер? Есть несколько вариантов.
1) Купить оригинальный. Всем хорош способ, но стоит такой клапан в районе 10-12 тысяч рублей, что довольно дорого, учитывая, что он и умереть может через пару месяцев. Жаба протестует.
2) Купить оригинальный б/у клапан. Здесь жаба протестует не так сильно. Поначалу. Но у автора текста был реальный случай: пока он ехал покупать б/у клапан, ему позвонил владелец этого самого клапана и сообщил дословно следующее: "Я только что поставил его на машину, еще раз проверить. Он 10 минут работал, а потом внезапно умер". Комментарии, думаю, излишни...
3) Купить неоригинальный - они есть. Они и дешевле. Но какой-либо статистики по нему нет, поэтому и сказать что-то сложно.
4) Особо продвинутые представители саабнета придумали, как можно приспособить к 9000 клапан APC от 9-5. В 9-5 клапан более традиционной конструкции и обмотка там одна. В итоге он обеспечивает должное быстродействие, более надежен и стоит дешевле (в районе 3000 рублей). Но для такой замены необходимо менять ту часть программы блока управления двигателем, которая отвечает за управление клапаном APC. Задача нетривиальная - разобраться в прошивке блока управления и правильно ее переписать. Однако, особо талантливые представители саабнета это сделали и теперь за умеренную сумму (дешевле нового клапана) ее предоставляют. Форум поможет в выявлении этих личностей
Теперь немного об общих проблемах с нагнетаемым давлением.
1) Если турбина "недодувает" - стрелка указателя давления не доходит до начала красной зоны. Чтобы исключить клапан APC - необходимо снять с клапана трубочку, одевающуюся на "сосок" с подписанной буквой "W" - эта трубочка как раз ведет на актюатор вастгейта. То есть, мы предполагаем, что клапан APC "завис" в положении, когда "вход" соединен с "выходом" на вастгейт. Если это так - создаваемое турбиной давление поступает прямо на вастгейт, прямо как на LPT. Соответственно, и выше базового давления "дуть" не будет. При снятой трубочке необходимо попробовать проехаться. Если давление после этого исправно доходит до красной зоны - значит, дело действительно в клапане. Если же проблема осталась - значит, проблема в чем-то другом.
2) Турбина "недодувает", но дело не в клапане APC. Может слететь тяга от актюатора вастгейта собственно к самому вастгейту, а сам вастрейт быть в открытом/приоткрытом состоянии. В этом случае избыточного давления даже не создается - машина ездит как атмосферник. Не слетела ли тяга - проверяется просто рукой. Только на холодной машине, иначе возможны ожоги. Если тяга слетела - желательно ставить ее на место на яме, подъемнике - в общем, снизу, сверху там очень сложно подлезть.
3) Турбина "передувает". Причиной тому - по той или иной причине не открывающийся вастгейт. Навскидку причин может быть две - либо поломался актюатор вастгейта (дорого, нна!), либо клапан APC "завис" в положении, когда на актюатор ничего не подается. Лечится опять же просто. Соединяется трубочка, которая идет на "вход" клапана APC с трубочкой, которая идет на актюатор - напрямую. То есть, получается нормальный полноценный LPT. Если давление сбрасывается на уровне базового - значит, проблема была в клапане APC. Если турбина все равно "передувает" - значит, дело не в клапане APC.
Также, при подозрениях на клапан нелишне будет прозвонить его обмотки. Центральный контакт у них общий. Соответственно, звониться должны обе обмотки, сопротивление их - около 3 Ом.
Вкратце - вот что должен знать про APC начинающий саабер
Теперь зачем-то GMC yukon "сквозная коррозия edition"